Если у вас нет дома: краткий курс бытия от Лао-Цзы

Если у вас нет дома,
Пожары ему не страшны,
И жена не уйдёт к другому,
Если у вас нет жены.

Если у вас нет тёти,
То вам её не потерять,
И если вы не живёте,
То вам и не умирать.

Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь.
Думайте сами, решайте сами –
Иметь или не иметь.

Помните эту песню? Если кому-либо пришло в голову уместить в несколько строк содержимое трактата “Дао дэ дзин”, который написал Лао-Цзы, то это можно было бы сделать именно так. Ведь в самом деле:

Слава и позор подобны страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни…. обычные люди приобретают славу со страхом и теряют ее тоже со страхом. Что значит, знатность подобна великому несчастью в жизни? Это значит, что я несчастен, потому что дорожу самим собой и боюсь потерять свой статус

Вся идея трактата пронизана этим – “если вы не живете, то вам и не умирать”. Эта фраза может показаться унылой перспективой, если понимать жизнь так, как понимаем ее мы. В представлении Лао-Цзы жизнь – это нечто совершенно другое. Есть Дао – поток событий; можно с ним бороться, можно с ним плыть. Подозреваю, что все мудрецы прошли этап борьбы с потоком и пришли к тому, что проще и приятнее просто плыть по нему.

Печальная история всех древних книг такова, что они доходят до нас в неизменном виде, когда система ценностей, понятий и терминология изменяется настолько, что текст становится диковинным и слишком простым. Неспроста мастера древности запрещали записывать свои высказывания, и они жили и проходили сквозь века в виде притч, которые передавали друг другу нескончаемые рассказчики в виде интересных анекдотов.

Вот и Лао-Цзы, который вел неприметную жизнь смотрителя плантации лаковых деревьев, не собирался писать никаких книг. Неизвестно, откуда он появился и куда ушел. Известно лишь, что перед своим уходом в никуда, начальник пограничной стражи упросил его изложить свои идеи на бумаге, чтобы оставить их потомкам. К слову, вот были интересные пограничники в те времена! Идет такой странник без определенных занятий, с котомкой за плечами, и Страж Границы заводит с ним разговор, выделяет пишущие инструменты и бумагу (что в то время стоило недешево), и просит написать трактат. Так и появился Дао-дэ-цзин, а про Лао-Цзы после этого больше никто ничего не слышал.

Теперь вернемся к терминологии. Эта небольшая книга, на самом деле, может быть самый первый источник по процессному подходу. Причем в ней описывается глобальный процесс – Дао, в котором сложены векторы всех усилий, намерений, как совпадающих, так и противоположных. Сложность этого процесса такова, что модели для его описания отсутствуют напрочь. Раз мы его не можем описать, значит не можем им управлять – это первый вывод. Тем не менее, мы можем его использовать – это второй вывод. Как это сделать? Ключ – здесь:

Придерживаясь древнего Дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало

Здесь раскрыты целых три момента. Метод: вливаться в процесс и не мешать ему своими надуманными мыслями и поступками. Результаты, коих два: контроль над участниками процесса и самое ценное: знание о его истоках.

Что происходит после выпадения из процесса Дао?

Когда устранили великое Дао, появились “человеколюбие” и “справедливость”. Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. … Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются “верные слуги”.

Человеколюбие и справедливость в кавычках – это фарисеи. Знакомая история, правда? А про “верных слуг” вообще в точку, для этого даже в древнюю историю закапываться не надо, достаточно современной…

В Дао-дэ-цзин разбросано много ключей, трактат просто напичкан ими. Они становятся заметными только тогда, когда сокращается разрыв между смыслом ключа и уровнем твоего понимания. Как в славной игре Hexen, которую я в свое время прошел до конца и разобрался таки с волшебником в последней сцене. Красивые были пейзажи, что и говорить, а насчет ключей – дернешь рубильник в одной комнате, и где-то на краю земли поднялась лестница. А ты по этому месту проходил уже сотню раз.

Поскольку глобальному процессу нет смысла противостоять, меняется концепция силы. Она парадоксально расходится с общепринятыми представлениями. Тем не менее, из этих строк вышли самые эффективные “внутренние” стили кунг-фу и само айкидо:

Древко крепкое сломается,
Могущественное войско погибнет.
Мягкое и слабое – спутники жизни,
Твердое и сильное – спутники смерти.

Не читайте Дао-дэ-дзин запоем. Текст слишком концентрированный, его надо употреблять сильно разведенным )

1 comment to Если у вас нет дома: краткий курс бытия от Лао-Цзы

  • “Не читайте Дао-дэ-дзин запоем. Текст слишком концентрированный, его надо употреблять сильно разведенным )”

    Хорошо сказано! Очень хорошо!

    Добавлю, что в иероглифе Дао присутствуют три составные части: глаз (видеть), голова (понимать) и дорога (идти).

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code class="" title="" data-url=""> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> <pre class="" title="" data-url=""> <span class="" title="" data-url="">