Целых три истины

Таррагона – типично испанское название. В 713 году началась эпоха арабских завоевании Испании, в результате чего Таррагона была под властью арабских правителей 400 лет. Это время было весьма неспокойным, с такими причудливыми сочетаниями действующих персонажей. Вот например фрагмент типичной хроники тех лет, взятый из Вики:

Эль Сид совместно с войском Аль Мутамида — эмира Севильи, союзника кастильского короля, разгромил армию правителя Гранады Абдуллы. На беду при Абдулле состоял граф Гарсия Ордоньес, любимчик короля Альфонсо. Сей граф очутился в плену у Родриго. Вскоре Эль Сид осуществил налёт на Толедо. Над этим городом Альфонсо давно установил свой протекторат. За это Альфонсо в 1080 году изгнал Сида. После этого Эль Сид служил у эмира Сарагоссы, успешно воюя с барселонским графом Рамоном Братоубийцей и с Санчо Рамиресом

Особенно впечатляют “эмир Севильи” и “правитель Гранады Абдулла”, в компании с графом Барселоны, у которого было весьма выразительное прозвище. Веселое видать было время!

Главное действующее лицо – Эль Сид, или попросту говоря – Аль – Саид, на самом деле именовался Родриго Диас. Интересно, что его арабоязычное имя более известно, чем исконно испанское. И скорее всего, именно его имел в виду Идрис Шах, когда рассказал эту историю про лорда Тарагоны Рударигха, или Родериго.

Трудно сказать, что сподвигло Родериго отвлечься от многочисленных баталий и интриг, но он возжелал познать истину. А поскольку суфийские мастера были известны как искатели истины, то процесс познания был организован очень просто: по приказу Родериго суфий Омар Аль – Калави из Таррагоны как носитель истины был схвачен и доставлен во дворец для краткого ее изложения весьма занятому повелителю. Идрис Шах рассказывает:

Родериго сказал: – Я приказываю тебе немедленно изложить всю истину, которую ты знаешь, понятными мне словами, а не то придется тебе распрощаться с жизнью.

Омар ответил: – Соблюдаешь ли ты при своем благородном дворе всеобщий обычай, согласно которому арестованный должен быть отпущен на свободу, если он говорит правду в ответ на вопрос и эта правда не свидетельствует против него?

– Да, соблюдаю, — сказал владыка.

– Я прошу всех присутствующих быть свидетелями слов нашего владыки, -сказал Омар. – А теперь я скажу истину и не одну, а целых три!

Родериго с высокомерным сомнением заявил:

– Мы должны воочию убедиться, что твои слова представляют собой действительно истину как таковую. Доказательство должно сопровождать твои слова.

– Для такого владыки, как ты, – продолжал Омар, – которому мы собираемся выдать не одну, а целых три истины, мы уж постараемся дать истины, которые будут самоочевидными.

Родериго на этот комплимент распустил хвост веером.

Можно представить, в какой обстановке проходил этот диалог. Тихий книжник в дервишеском облачении стоит на дорогом ковре. Вокруг – разодетая в вычурные наряды и разукрашенная драгоценностями придворная знать. И сам Родериго, он же Аль – Саид, которому ничего не стоит достать меч и отрубить бродячему философу голову. Впрочем зачем лорду мараться самому? Достаточно подать знак рукой, и ближайший воин сделает это за хозяина.

Конечно, все это знал и понимал суфийский мастер Омар Аль – Калави. Прозвучали его истины, которых так жаждал правитель:

– Первая истина, — сказал суфий, — состоит в том, что я есть тот, кого зовут Омар, суфий из Тарагоны.

Вторая – это то, что ты согласился меня отпустить, если я скажу истину.

Третья состоит в том, что ты хочешь знать истину, которая соответствует твоему пониманию.

Занавес.

Говорят, что впечатление от этих слов было таково, что тиран был вынужден отпустить суфия.

И ведь не поспоришь.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code class="" title="" data-url=""> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> <pre class="" title="" data-url=""> <span class="" title="" data-url="">