Импортозамещение СКРС / VCS методом China Copy

Импортозамещение – эвфемизм, который на самом деле указывает на отсутствие собственных производственных возможностей. В области систем связи и радиоэлектроники переход на отечественную комплектацию и решения получился настолько болезненным, что многие фирмы изобрели ряд легких способов как продемонстрировать свою “импортозамещенность”.

В немалой степени этому способствовала неразбериха в формулировках того, какая продукция может считаться отечественной или попросту говоря – собственной разработки. Интуитивно понятно, что помимо российской прописки предприятие должно вести разработку технических решений и программного обеспечения собственными силами. При этом фактор собственного производства не так важен, поскольку производить железо можно где угодно, а вот развивать продукт и создавать на его основе другие решения (создавать “потомство”) можно только обладая интеллектуальным заделом и ноу-хау вплоть до таких важных вещей, как исходные коды программного обеспечения – ПО. Говоря другими словами, только живое дает потомство, а от клона потомства ждать нечего.

Часто встречаешься с абсолютизацией производства, которое приравнивается чуть ли не к характеристике высокого уровня технического развития. Если брать пример телефонов Apple, которые производят на китайских заводах,  то точно также они могут изготавливаться на таиландских или индонезийских. Но ни один из этих заводов не в состоянии разработать следующую генерацию смартфона или по крайней мере ответить на один из множества подобных вопросов: например, как и почему выполнено согласование передающего, приемного модуля и антенны в смартфоне? Поэтому порой доходит до смешного: все хотят видеть огромные цеха со станками как признак продвинутого предприятия. И в то же время на этих станках делают старье, в котором уже никто не разбирается – как оно работает. С другой стороны команда разработчиков из 10 человек создает современные радиолокационные станции, которые изготавливаются по кооперации.

Соотношение возможности разработки и производства я описал в статье “Это действительно ваша разработка?”, где дал определение “красной зоне” разработки и “зеленой зоне” производства.

Понятно, что есть проблемы в замещении критичных компонентов, таких например как высокопроизводительные АЦП LTC2174IUKG-14 американской компании Linear Technology, которые используются в отечественных системах посадки самолетов ILS. На подобные компоненты оформляется экспортная лицензия, которая должна быть одобрена Госдепартаментом США. В случае запрета на поставку можно обойтись микросхемами с характеристиками поскромнее за счет увеличения объема оборудования, снижения быстродействия и ухудшения качества изделия. Это не меняет общей картины, когда ты разрабатываешь ILS и понимаешь как должна работать эта система.

Другая ситуация возникает, когда в определенном направлении нет никакого задела (от слова “совсем”) и на отечественный рынок представляют “цельнотянутое” с Запада изделие с собственными шильдиками и децималями на документации. Тут уже трудно говорить, что в таком продукте является отечественным и насколько его можно отнести к собственной разработке. Производить – да, сколько угодно, но с появлением любого запроса на дальнейшее развитие или модернизацию – увы… Как работает – понимаем только на уровне регулировки, исходных текстов ПО и алгоритмов нет, понимания замысла тоже нет. Тут и возникает понятие China Copy: клонирование чужих изделий на собственных производственных площадях под своим, отечественным именем. Вроде бы уже не перебитые шильдики на передних панелях и не замазанная англоязычная маркировка на платах – свои чертежи и децимальные номера в документации, все по ГОСТу. Но клон от этого не перестает быть таковым – он никогда не даст потомства.

Для оживления повествования проследим историю “импортозамещения” в одной из российских компаний. Для примера возьмем не самое сложное изделие: систему коммутации речевой связи (СКРС), с помощью которой диспетчеры аэропортов ведут радиообмен с пилотами воздушных судов.

Начнем с прелюдии, когда все было просто и понятно: купил на Западе, продал в России.

Прелюдия: поставки радиосредств Rohde&Schwarz серии 200

В начале 2000-х российская компания “Азимут” развернула процесс закупок радиостанций серии 200 фирмы Rohde&Schwarz с последующей перепродажей на российской территории. Поскольку импортное оборудование, по отечественным правилам, нельзя использовать для целей УВД, было принято простое решение: поменять передние панели немецких радиостанций на свои, на которых надписи были уже на русском языке, а вместо логотипа Rohde&Schwarz была нарисована синяя подкова Азимута. Можно сказать, что это было “импортозамещение” начальной, первой ступени, в самом примитивном варианте.

Приемопередатчик XU250A, Tranciever XU250A, Приемопередатчик Азимут, Импортозамещение

Оригинальный трансивер XU250A немецкой компании Rohde&Schwarz серии 200, используемый для связи диспетчер – пилот в гражданской авиации (на верхнем снимке)
Внизу – “Импортозамещенный” приемопередатчик XU250A российской компании “Азимут”. Передняя панель заменена на содержащую надписи на русском языке. Решетка громкоговорителя выполнена отверстиями в отличие от вырезов в оригнале для упрощения технологии изготовления панели.
Назначение приемопередатчика – работа в российских приемо-передающих центрах для обеспечения радиосвязи диспетчер – пилот

Такое же превращение из немецких в российские претерпели модули радиостанции, такие как этот тестовый генератор.Приемопередатчик XU250A, Tranciever XU250A, Приемопередатчик Азимут, Импортозамещение

По фотографиям видно, что с названием радиостанции решили не заморачиваться: как она называлась XU250A в оригинальном варианте, так и осталось. Такие же обозначения остались у модулей приемо – передатчика.

В остальном видно, что компоненты установленные на передней панели – переключатели, разъемы, индикаторы не заменялись. Само собой начинка радиостанции осталась оригинальная немецкая.

Немцы скрепя сердце терпели такое отношение к своему бренду в надежде, что на российской территории будет развернуто изготовление и поставка радиостанций Rohde&Scwarz. Однако сотрудничество не состоялось. И видимо именно по этой причине из нашего повествования выпадает СКРС / VCS-4G Rohde&Schwarz: если дилер не обеспечил поставки одного продукта, то скорее всего со вторым будет то же самое. Поэтому СКРС VCS-4G в дальнейшем уже не рассматривалась как потенциальный кандидат для перепродажи на территории РФ.

К этому моменту “импортозаместительная” схема уже была обкатана и получила свое развитие в попытках наладить партнерство (читай – закупки/продажи) с другими европейскими компаниями.

СКРС Schmid Telecom VCS 200/60

По мере развития отечественного рынка средств УВД заказчики начали соображать, что покупать импортное железо под отечественными шильдиками это в некотором роде контры с государственной политикой в этой отрасли, которая была направлена на поддержку “настоящих” отечественных производителей. Поскольку разрабатывать свое хлопотно и дорого, и хочется быстро и выгодно продавать западную, было придумано “импортозамещение” второй ступени.

Его особенность заключалась в том, что народ начал все меньше интересоваться содержимым плат и узлов и гораздо больше – программным обеспечением. И также вопросами, кому это ПО принадлежит и кто владеет исходными текстами.

Для наглядности я сделал подробную диаграмму, в которой присутствует красная зона – интеллектуальная область разработчика, и зеленая зона – то чем располагает завод. В очередной попытке перепродажи западной СКРС нужно было показать заказчику, что помимо зеленой зоны отечественный поставщик также контролирует красную зону, если попросту – располагает исходными текстами ПО. И такая возможность представилась с известной фирмой Schmid Telecom, Швейцария.

СКРС,VCS 200/60, Shmid Telecom

СКРС VCS 200/60 Shmid Telecom

Эта швейцарская компания – признанный лидер на европейском рынке СКРС. И конечно, она была заинтересована в продвижении своей продукции – СКРС VCS 200/60 на объемный российский рынок. Переговоры шли на высокой ноте, под хрустальный звон бокалов с шампанским и соблазнительной перспективой создания совместного предприятия. Блестки и конфетти мешали руководству конторы вникнуть в смысл лицензионного соглашения, где в разделе Software прописывают условия поставки ПО. В сущности, в подобных документах пишут вполне очевидные вещи, как например:

The Installation Package includes all SW and FW Module Versions that build together a certified SW Release.

Пакет установки включает все Software и Firmware модули, которые собраны в один программный релиз.

Все ясно – это пакет инсталляции ПО, поэтому речь идет о бинарных модулях (зеленая зона). Ну и немного лирики на тему того, что для аборигенов этого вполне достаточно 🙂

The VCS SW and FW are highly configurable. Any dimensioning of the system extension, every kind of functional parameters settings, Touch screen HMI and roles definitions do not require any modification of the SW or FW.

Through a very comfortable Configuration program an authorised user is enabled to define and download all the characteristics of the system. To partially or completely rearrange the operator interfaces HMI.

Due to this enormous flexibility, the need to extension and modification of the running SW and FW is very improbable.

Краткий перевод выглядит следующим:

Программное обеспечение СКРС отлично конфигурируется. Любое изменение параметров не требует какой-либо модификации софта.

Посредством весьма удобной программы конфигурации можно задать все характеристики системы, частично или полностью изменить пользовательский интерфейс.

Благодаря высокой гибкости, потребность в расширении возможностей или модификации работающего ПО представляется невероятной.

Вот она, игла Кощея: расширение возможностей и модификация работающего ПО. Внимание, красная зона, вход посторонним воспрещен! Если очень нужно, берите инструменты для конфигурации софта, меняйте как хотите картинки на дисплее, но технологии мы вам не дадим – расширять возможности и модифицировать ПО вы не будете. И это правильно: в программном обеспечении сидит вся капитализация Schmid Telecom: вся история развития, ошибки, неудачи и находки, конкурентные преимущества, методы реализации требуемых параметров.

Насколько разработчики Schmid Telecom представляют ценность для компании, демонстрирует следующий пример. Если заказчику нужна доработка системы, которая требует участия программистов, какой бы высокой не была оплата этой опции, программистов на ее реализацию никто отвлекать не будет. Подобные решения принимаются на самом высоком уровне – совете директоров. Если доработка будет признана целесообразной, она будет включена в RoadMap для последующего воплощения. Вот такая мощная башня из слоновой кости.

Желание поскорее двинуть швейцарский продукт под своим шильдиком было настолько велико, что на выставке МАКС 2011 оборудование Shmid Telecom чуть было не “импортозаместили” на ходу путем использования технологии Azimutation Kit: клей, ножницы, бумага 🙂 Благо, на серии 200 все было обкатано, а для выставки пойдет просто поменять фирменные логотипы.

К этому моменту контора сообразила, что без того чтобы продемонстрировать интеллектуальную собственность красной зоны, включая исходные коды ПО, не получится убедить заказчиков, что это самый натуральный российский продукт в стиле “сделаноунас”. Но была проблема. С одной стороны, Шмид ни под каким соусом не соглашался показывать свою исходную программную документацию, с другой – ее все таки надо было демонстрировать проверяющим и сертифицирующим инстанциям. В результате интеллектуальных брифингов родилась схема с легким налетом романтики аферистического толка. Она заслуживает того, чтобы продемонстрировать ее 🙂

В представлении интеллектуалов конторы все должно было выглядеть так. Центральную часть схемы занимает сейф. В этот сейф Шмид приносит исходные тексты ПО и никому не показывая, запирает его на свой ключ. Поскольку владелец ключа ни в коем разе не должен выглядеть европейцем, который разговаривает на немецком (документация-то типа отечественная!), ключ вручается под расписку местному товарищу. В расписке указано что партнер, то есть контора ни одним глазом не может заглянуть в доки – они демонстрируются только проверяющим от государства. Далее в игру должен вступить некий проверяющий и сертифицирующий субъект, которого провожают в комнату с сейфом и он, небрежно пролистывая несколько сотен страниц с распечатками, говорит: йес! верую, что это ваше! Поскольку на сейфе и на каждой странице будет надпечатан логотип конторы.

Гениально, правда? Только почему-то не заработало. Может, проверяющие товарищи не хотели слишком сильно пачкаться, или были другие причины – перспектива убедить соответствующие органы в том что “красная зона” – наша, начала таять.

Когда наконец пришло осознание того, что технологии красной зоны никто отдавать не собирается и от аборигенов требуется только клепать железо в стиле China Copy без подтверждения права на собственный софт, поднялся шум. В результате, как и с Rohde&Schwarz, проект приказал долго жить.

СКРС Sitti “Multiphono”

Следующим партнером, которого можно было приспособить на российской территории под российским брендом, планировалась миланская компания Sitti. Вообще список разработчиков СКРС не так уж и велик – не считая Sitti, осталось рассматривать только австрийскйю компанию Frequentis. Подробный обзор по Sitti у меня есть в отдельной статье, здесь я только дополню этот технический обзор краткой историей о том, как проходила попытка “импортозамещения” уже с этой компанией.

Итальянцы были жизнерадостны и обаятельны: продавать систему – пожалуйста, производить на территории России под брендом партнера – можно подумать, но передавать технологию, то есть исходные коды программ – no, è impossibile. До конторы начало доходить, что все готовы поделиться  (естественно не безвозмездно) своим урожаем, но продавать поле с которого ты кормишься (красная зона) никто не собирается. Никто и никогда не продает свои технологии, и в самом деле, для этого надо быть самоубийцей, чтобы добровольно отдать свой бизнес другому.

Контора сделала последнюю попытку: предолжила Sitti продаться целиком вместе с СКРС. По идее это должно было выглядеть круто, а на самом деле было жалко и смешно. Итальянцы вежливо посмеялись, помахали ручкой и уехали в Милан. На этом все закончилось.

Самое обидное для конторы было то, что технологии отказался продавать даже отечественный разработчик СКРС – небольшая зеленоградская компания 🙂

СКРС собственной разработки

Да-да, такое тоже случилось однажды. Когда продукта для перепродажи нет, в голову приходят невеселые мысли о собственной разработке. Невеселые – потому что своих специалистов нет, а если даже их набирать – плохо вписывается разработка в торгово – закупочную парадигму. Все равно что на автобазе выделить площади для центра высокой моды 🙂

Если сами не умеем, можно заказать у тех кто умеет. Была найдена небольшая компания, продвинутая в разработке VoIP решений – имменно в этом изюминка проекта, поскольку требования Евроконтроля к СКРС описывают именно современные, VoIP решения. И все может быть и состоялось, но концу проекта, когда надо было принять работающую систему у подрядчика, нарисовалась еще одна торгово – закупочная возможность: перепродать СКРС Frequentis VCS3020X.

СКРС Frequentis VCS3020X

Соблазн был слишком велик: с одной стороны, собственная разработка, которую надо сопровождать и развивать, а с другой – готовое решение, которое нужно только грамотно перепродать на территории РФ. И начиная с этого момента судьба собственной разработки была решена: контора начала судебную тяжбу за проект, которая закончилась не в пользу разработчика VoIP СКРС (ну этому удивляться не приходится, зная как работает отечественная судебная система).

Frequentis VCS3020X. Будущее российской импортозамещенной СКРС

И старая торгово-закупочная машина, заправленная новым топливом, завертелась снова. Австрийская компания Frequentis является разработчиком СКРС и точно также как и предыдущие фирмы, начинает штурмовать аэродромные просторы РФ. Вполне возможно, что отечественные диспетчеры получат неплохую западную систему VCS3020X, разработанную в 2004 году, пусть даже и с перебитыми шильдиками и переделанной документацией. Только логотип у фирмы размашистый, придется перекрывать его тоже чем – нибудь значимым 🙂

Остались только вопросы, правда они носят скорее риторический характер.

Вопросы напоследок

Зачем делать вид, что в критичном аэродромном оборудовании используются отечественные системы и компоненты? Переделка документации и производство, призванные скрыть оригинального производителя, за которым все равно остаются чужие технологии и программное обеспечение (красная зона), ведут только к удорожанию и невозможности дальнейшего самостоятельного развития направления.

Почему бы просто не пустить на отечественный рынок такие компании как Thales, Rohde&Schwarz, тот же Frequentis со своей VCS3020X? Конечно, после этого сразу прекратят свое существование торгово – закупочные конторы, занимающиеся “отмывкой” западного оборудования, но зато возникнет внутренний рынок для специалистов, в том числе разработчиков.

Есть еще один аспект, связанный с внедрением пресловутых “закладок” в Firmware чипсетов и ПО. И если для радиолокатора или пеленгатора, использующего импортные компоненты, трудно представить как может быть активирована эта закладка, то для связного и коммуникационного оборудования, каким является СКРС, сам бог велел. Не имея исходных кодов ПО и Firmware “красной зоны”, вы не найдете эту закладку. Активировать ее можно множеством способов: звонок в систему с определенного номера, специально сконструированные кодовые конструкции в цифровом трафике RTP, команды в протоколах сигнализации, связанных с внешними телефонными системами. Возможностей огромное количество, и странно наблюдать спокойствие служб, которые обычно сильно заморочены на шпионских сюжетах в то время как под девизом “прибыль любой ценой” идет затаскивание троянского коня.

Да и в любой момент австрийцам из Frequentis могут напомнить про санкции и озвучат предложение, от которого невозможно отказаться. После этого хайтек оборудование “отечественного производителя” станет просто кирпичами.

Ну а пока лучшие представители российских фирм успешно демонстрируют на форумах и выставках свои China Copy под шумные аплодисменты ничего не подозревающих зрителей и участников 🙂

4 comments to Импортозамещение СКРС / VCS методом China Copy

  • Евгений

    “Азимут” вроде никогда не скрывал происхождение своих радиосредств. Помнится передатчикам, как настоящим немцам на российской земле, поплохело от нашего электропитания – на 195 вольтах мощность передачи падала чуть ли не в ноль, в документации сей факт не был отражен(хотя понятно, что не должно быть), приходилось ЛАТР-ом эксперимент проводить. Хотя бюргеры, наверное, питают их и от 24 Вольт параллельно.

    • Lao

      Конечно не скрывал потому что не было смысла скрывать: идентичность очевидна.

      Электропитания 195В наверное не должно быть, выбивается даже из допуска -10% )

      В свое время немцы показывали аппаратную электропитания на пеленгационной позиции. Был большой аккумуляторный блок, который включался при пропадании напряжения, он должен был продержаться пока запустится дизель. Дизель был под горячей проточной водой, чтобы сократить время пуска.

  • Евгений

    Ну ясное дело, не должно быть такого напряжения, но оно бывает, и было бы странно, если бы такого напряжения не было ;-). Точно не помню, сколько мы намеряли(может и меньше), но проверяли телеграмму, где-то у кого был отказ по электропитанию, или дизель, или резервный фидер выдали сильно низкое напряжение, в это время шел борт, передатчик не выдал соотв. мощности излучения – и получили отказ радиосвязи(без последствий). R&S и так не плохо представлены на рынке РФ, может им малость обидно, что не их лейбл на панели, но они всяк не в накладе они остались. За ремонтом и заменой передатчиков всяк к ним надо идти кланяться, хоть и через “Азимут”. Про прогрев дизелей интересно, сейчас во всю идет оптимизация – обычно дизеля стоят в более-менее отапливаемых помещениях, но сейчас от лишних площадей избавляются, ставят небольшие контейнеры, от холодных зим уже отвыкли, надо температуру кунга мониторить, если система управления дизеля этого не предоставляет. И не полениться проверить дизеля в самый лютое время года.

  • Lao

    Конечно ремонт и замена это тоже бизнес, но бренд стоит денег неизмеримо больше.

    Контейнеры все уменьшаются, и многие изделия можно уже паковать во всепогодные шкафы, которые располагать прямо на мачте антенной системы. В таких шкафах и микроклимат организовать гораздо проще.

    Дизель нормально запускается и на хорошем морозе, у меня в машина заводится на минус 30, кажется фишка зимнего пакета: спираль греет подаваемую солярку в момент запуска, но мощность с дизеля пока он не поработает на холостых минут тридцать, не снимешь.

Leave a Reply to Lao Cancel reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code class="" title="" data-url=""> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> <pre class="" title="" data-url=""> <span class="" title="" data-url="">