Селигер 2009

Вот наконец свершилось. После длительных согласований, утрясок мы едем на Селигер. Походная команда размещается на трех машинах – Спектра, Санта Фе и Мазда Пикап. Последняя – очень ценный транспорт, поскольку помимо палаток, утвари, бензопилы, запасной грелки с газовым баллоном, само собой продуктов и так далее с нами едет еще надувная моторная лодка.

Селигер на самом деле это система живописных озер. На одном из них – одноименном мы были ровно год назад; и теперь подбили на новый тур целую группу.

Первая команда отправляется в пятницу; Мазда прибудет днем позже. Наша задача – зарегистрироваться в пионерском лагере, который располагается неподалеку (туда нас пригласили читать лекции по предпринимательству), а также найти место для лагеря.  Путь из Москвы лежит через трассу М9, проезжаем Ржев, где закупаем немного продуктов для того, чтобы продержаться первую ночевку. В магазине оперативно пролистали местную прессу. Из прочитанного запомнилось подробное перечисление родившихся, женившихся и разведенных в городе Ржеве (последних как вы догадались больше всего), а также предложение одного пенсионера брать с проезжающих через город москвичей по 100 рублей. Ну что же, в этом есть определенный смысл если пустить деньги на ремонт дороги (перед городом она разбита совершенно).

Колонка в Селижарово

Свежие овощи и фрукты мы решили брать в Селижарово. Но увы, заехав на местный рынок после обеда мы поняли что он уже закрывается. И это правильно – как встарь, рынки работали с утра, куда горожане пораньше шли закупать свежие продукты, а когда до обеда все было распродано, посетителей резко убавлялось. Кое-что мы нашли в местных магазинчиках, расположенных по середине трассы.

Городок дышит покоем. На улице мы увидели настоящую водяную колонку, хотя она не накачивается ручкой как настоящая колонка, но вода из нее все равно идет. Название “Селижарово” очень сильно напоминает сам Селигер. По идее, само озеро должно тоже называться Селижер или Селижар. Многие поселки и деревни имеют странные имена, например Зальцо Кроватынь.

Дальнейший маршрут – не заезжая в Осташков, едем до Ниловой пустыни, где размещается большой пионерлагерь. Пропуска на нас как обычно еще не готовы, зато мы узнаем что тренерский корпус на этот раз стоит отдельно – в лесу на берегу озера. Направляемся туда и сразу встречаем общих знакомых еще с прошлого года. Уточняем программу на следующий день, делаем небольшую видеозарисовку и торопимся дальше – выбирать место для лагеря.

Проезжаем по дороге вокруг озера и нас ждет разочарование – подъездов к Селигеру совсем немного, а туда куда можно проехать – все берега заросли камышом. Ни о каком купании и спуске лодки речи даже и не идет. Стало ясно, что пионерский лагерь занял лучшую часть территории – сосновый лес и чистое побережье. Но мы не унываем и продолжаем поиски, протискиваясь в каждую дорожку которая ведет к воде. На одном из таких берегов мы встречаем мобильную группу таких же как мы туристов. Разговариваемся и узнаем, что они на озерах не в первый раз, все время отдыхали на Сиге (другое озеро), а сюда приехали поискать новые места. После небольших колебаний решаем ехать на Сиг – это километров 40 от Селигера. Если обустроимся, придется ездить проводить курсы в пионерлагере как на работу, совсем как в Москве. Итак, подробно расспрашиваем дорогу и едем в сторону Сига.

Деревенский магазинчик

Вокруг Сига – подобие кольцевой автодороги – уплотненная щебенкой грунтовка. Со стороны озера деревни, большей частью с заброшенными домами. После расспросов у местных жителей наконец находим хороший съезд к озеру. Более точное целеуказание дает нам встреченная женщина (что это женщина, стало ясно только тогда когда мы столкнулись с ней лицом к лицу). Видно, что она (как впрочем и большинство редких жителей этих полупустых деревень) хорошо злоупотребляет алкоголем. В этот же день вечером она посетила наш лагерь, при этом все напряглись, ожидая, что застолье пройдет в ее компании и не прекратится, пока не будет уничтожена последняя бутылка выпивки (меня это особенно не беспокоит, поскольку я не пью).

Однако, она ограничилась кассовым сбором в 10 рублей, при этом добавила, что не взяла эти деньги с нас сразу когда показывала дорогу потому что мы произвели впечатление приличных людей. Других же, встреченных ей до этого и которые видимо не произвели впечатление платежеспособных, она отправила к черту на кулички. Соответственно, с наших соседей по лагерю с ее слов сбор составил 30р, из чего мы сделали вывод что рядом с нами располагается три группы. Больше она нас не беспокоила, как это ни удивительно.

Когда наконец находим подход к озеру, видим что там уже расположилось лагерем несколько групп. На наше удивление, среди своих соседей встречаем тех, кто искал место для лагеря на Селигере – оказывается, они перебрались на свое традиционное место к Сигу.

Отчаявшись найти съезд на Селигер, они решили вернуться на свое традиционное место. Пока мы искали место для лагеря, они приехали раньше нас и успели развернуться.

Спуск к озеру со стороны лагеря

Располагаемся рядом с нашими знакомыми, разбиваем палатки, натягиваем тент, зажигаем костер из сухостоя, и лагерная жизнь началась!

В первый день, когда примяли траву под поляну, было очень много слепней. Дальше летающие звери переместились в лесок и досаждали уже тем, кто отлучался в туалет. Там же посетителей этого скромного места ждет целая армада голодных комаров. По этой причине, некоторая часть нашей группы для решения этих деликатных проблем уезжала куда-подальше на машинах.

Что интересно, на самом Селигере, в тренерском лагере, и в прошлом году, когда мы располагались на этом слете, комаров не было вообще. В этом еще одно преимущество соснового леса на берегу.

Для тех, кто решит посетить Селигер, советуем располагаться на этом же месте после того, как уедет очередной форум молодежного движения “Наши” (не знаю, будет этот форум в 2010 году или нет). Говорят, для местных жителей закрытие этого форума – настоящий праздник. Остающиеся сбитые из дерева длинные столы, скамьи и другие конструкции, которые нельзя увезти, разбираются влет. Нам рассказывали, что тротуар шестиметровой ширины, который проходит через весь пионерлагерь (а это весьма длинная и извилистая дорога длиной чуть не в километр) был разобран в течении буквально одного дня.

Бензопила - отличное подспорье

Полевой быт хорошо отлажен в процессе многочисленных вылазок на природу. Безнопила экономит кучу времени на заготовке дров. Чай и еда готовятся на костре, на удобной треноге с цепочкой.

Костер и тренога

Есть и запасной вариант на случай дождей – газовая плитка, на которой к тому же можно жарить в сковородке. Погода на озерах изменчивая – были жаркие дни, были и дожди.

Воду для начала привезли собой в обычных пятилитровых канистрах, для технических нужд использовали воду из озера. Уток на озере не видели – наверное, вода в нем достаточно чистая. Питьевую воду брали в деревне неподалеку, из колонки. Когда заполняли канистры водой с одной из таких колонок, удивил вопрос местного жителя – как водичка? Потом до нас дошло, что колонку поставили только недавно (не схватившийся цементный раствор рядом с люком) и мы были первыми, кто пробует эту воду.

Подопытные животные, так сказать.

Чисто психологически колонка действует хорошо – возникает ощущение, что там чистая вода. Хотя есть сильное подозрение, что она просто напросто поступает из озера.

Запасной девайс

В лесочке, как я уже говорил, много комаров и слепней. Вечером очень большая влажность – одежда в предбаннике палатки мокнет. Видно, как со стороны озера к побережью подбирается туман. Со временем в палатке обустроилась всякая живность. Среди нее – нечто среднее между слизнями или улитками, которые поразительно быстро залезали под тропик палатки и на одежду. В качестве домашних животных выступали пауки, их я не трогал. Как не старался все время закрывать вход на марлевую накидку, все таки она иногда пропускает комаров. Одиго из пауков, расположившийся ровно по центру крыши палатки, я как-то застал с комаром в своих объятиях. Как он ухитрился поймать его без паутины – это загадка. Наверное, не будь пауков, комаров внутри было бы гораздо больше.

Раньше всех вставали наши рыбаки – колдовали со снастями, манкой и отправлялись на моторной надувной лодке на речку. Улов был не очень обильным. Остальные обитатели лагеря оживали после того, как закипал чайник на костре и доносились звякающие звуки завтрака со столиков под тентом. В одно утро эти звуки были особенно сильными, и когда мы высунулись из палаток, чтобы посмотреть кому приспичило завтракать в такую рань, то увидели корову и теленка!

Они разворошили все продукты и пакеты с мусоров,  и после них пришлось наводить капитальный порядок. Кроме этого, прятать все съестное и не очень (например, одежду и полотенца – знаю, коровы их тоже любят) в закрытые места. На следующее утро мы были готовы и отогнали непрошенных гостей подальше. Видимо, обидевшись, позже корова наложила целую лепешку рядом с нашей территорией (на наших же продуктах). И конечно, поскольку эта лепешка была рядом с моей палаткой, я не преминул в нее вляпаться.

Напоследок не обошлось без приключений. Назад ехали ночью, и на М9 напоролись на тушу какого-то животного (скорее всего, это был лось). Машину сильно тряхнуло, и после почувствовался запах безнина. Мы остановились не доезжая 20 км до МКАД, и обнаружили что следом за нами тянется толстый шлейф протекающего топлива… пока тормозили, стрелка уровня топлива упала с середины до нуля. Не хватило только огонька чтобы подняться на воздух…

Остатки ночи ушли на вызов эвакуатора и доставки машины в сервис. На утро мы попили кофе и разъехались по домам.