АРП встраиваемый в РЛК “Комар-2”

Если к радиопеленгатору “Пихта-2С” применима фраза “первый микропроцессорный”, то АРП “Комар-2” это следующий процессорный АРП, который базировался на технологиях Пихты. Его особенность в том, что он разрабатывался в составе чехословацкого радиолокационного комплекса “Комар-2”, который создавался по заказу наших ВВС в Тесла Пардубице.

После разработки АРП “Пихта-2С” все пеленгационное направление перешло ко мне. Имеющийся задел требовал своего выхода, и такая возможность скоро представилась.

В начале 90-х почтовые ящики нашего профиля ни шатко ни валко занимались ОКР “Мельхиор”, которая должна была обеспечить полной наземной радиотехнической инфраструктурой все военные стационарные, мобильные и высокомобильные аэродромы. Мы разрабатывали радиопеленгаторы для этой ОКР. В рамках работы должны были разрабатываться передовые технологии, такие как углепластиковые конструктивы, призванные существенно снизить вес оборудования. Углепластик так и не появился, и во время моей очередной встречи с ведущим конструктором ВНИИРА по высокомобильному КДП, который должен был располагаться на вертолете, он с тихой грустью сказал: – “просуммировал массу оборудования по документации всех поставщиков для КДП… вертолет не поднимет”.

Тогда же на совещаниях во ВНИИРА, который был головной конторой по этой ОКР, хорошо была заметна особенность мышления военных заказчиков. Презентовался унифицированный кузов для размещения оборудования, единый для всех разработчиков ОКР. Авторы разработки дали изюминку: пневматические опоры для погрузки кузова на транспортное средство. Изюминка тут же незамедлительно была отправлена в корзину: ни к чему огород городить, солдаты закинут если нужно будет. Время показало, что в этой же корзине оказалась наша электроника, программное обеспечение (за что платить – за дырки в перфоленте, гы-гы) и многое чего. Символом подходов гензаказчика к нашей отрасли для меня стала кувалда, ручка которой покрашена в зеленый цвет (эта кувалда еще всплывет по ходу нашего повествования).

Близко к Мельхиору стояли еще две разработки радиолокационных комплесов: челябинская “Радиан-90” и чешская “Комар-2”. И также ни шатко ни валко у нас до “Пихты-2С” велась разработка встраиваемого АРП для этих комплексов. Техническое руководство нашей конторы исправно ездило в Чехословакию для подписания протокола сопряжения РЛК и радиопеленгатора. То-ли кофе в Пардубицах был славный, то-ли пиво – но протокол никак не хотел подписываться. После очередного вояжа я, уже будучи главным конструктором АРП “Комар-2”, недвусмысленно намекнул боссам, что техникой должны заниматься инженеры, а не начальники. После этого скрепя сердце меня “выпустили” за границу.

Бюджетная песня

90-е годы были под завязку набиты креативом. Тем, кто жил в эти времена, можно зачесть сутки за трое 🙂 Вместе с выборами директоров предприятий, в нашу контору пришел хозрасчет. Я как главный конструктор темы, получил реальный бюджет и чековую книжку, в которой выписывал исполнителям наличные за выполненные по проекту работы. Наличные выплачивались как премия каждый месяц.

После первых же выплат началось невообразимое. Народ забросил свои обычные занятия, как то: разработка по частным заказам металлоискателей и электрических сборщиков пчелиного яда, печать портретов на матричном принтере с фотокамеры на вокзалах и аэропортах, закупка кипятильников и бижутерии для последующей перепродажи в командировках, изготовление ювелирных изделий прямо на рабочем месте паяльником и пассатижами, сбор позолоченных выводов микросхем с последующей обработкой в кислоте и извлечения желтого металла и даже сбор ценного сырья – бычков с последующим извлечением и сушкой табака. Разработка пеленгатора за реальные деньги резко рванула вперед. Буквально за один месяц появились электрические схемы, в которых ядром был процессор 588 серии, плюс софт. Изготовление в цеху вместо пинания конструкторов и производственников превратилось в легкий и приятный процесс. Более того, была разработана и изготовлена складная пеленгационная 8-ми вибраторная антенна: работа, которая при прежних условиях могла занять годы.

АРП, РП, DF, Direction Finder, РЛК Комар-2, Radar Komar-2

Блок АРП “Комар-2”. Встраивался в шкаф радиолокационного комплекса “Комар-2”.

Чековая книжка худела, разработчики АРП начали слыть баснословными богачами, радиопеленгатор появился практически за полгода. Вот что делает животворящий бюджет! Ни до, ни после мне не приходилось возглавлять такой скоростной проект. К этому моменту за одну мою поездку в Тесла Пардубице был наконец согласован протокол сопряжения, где оговаривалось подключение АРП к радиостанциям РЛК и выдача пеленгационной информации. Как сейчас помню, это был стык ИРПС (токовая петля) 20 мА.

В результате, мы погрузили опытный образец, нестандартку, приборы и кувалду для забития костылей в основание антенны (ручка покрашена в зеленый цвет!) в ГАЗ-66 и он взял курс на Пардубице.

Хозрасчетная эпопея длилась недолго. Отчасти потому, что сразу выяснилось какие направления в конторе обеспечены договорами (такое как наше), а какие существуют просто сами по себе – дотационно. Руководство лишилось сильного рычага – перераспределения средств, и поэтому лавочку быстро прикрыли. Плюс был в том, что АРП “Комар-2” к этому моменту успели изготовить. Ну а с минусами понятно – не все смогли дальше работать в прежнем вялотекущем режиме: часть специалистов уволилась, а часть продолжала работать в режиме итальянской забастовки. Надвигался самый пик лихих 90-х с невыплатами зарплат по полгода, сгоревшими вкладами в сберкассах и погружением основной части населения в нищету и беспросветность.

Тесла – Пардубице

К моменту прибытия ГАЗ-66 в Пардубице обосновалась наша небольшая пеленгационная команда. Это был первый наш выезд за границу. Ехали в поезде, в вагоне который гремел буквально каждой железкой. Когда стояли на границе в Бресте и ждали когда поменяют тележки вагонов для перехода на европейскую колею, стала понятна причина, почему вагоны издают звуки имитирующие ведро с болтами. Таможенники зашли в вагон и начали откручивать буквально все, что держалось на винтах, в поисках тайников. Отвинчивали буквально до крышек на потолках. Тщательно проверяли багаж. Причины тотального шмона были понятны: возник огромный перекос в стоимости товаров между бывшим СССР и Западом, что породило целые потоки в прямом и обратном направлении. Чехи с удовольствием возили наши дверные замки и топоры, поскольку в exUSSR железо стоило пока еще дешево, а в Европе – уже дорого, и давно дорого. Были и курьезные ситуации: одно время, после тотальной войны против курильщиков и изчезновения сигарет, государство одумалось и начало спешно закупать импортную продукцию, которая дотировалась. Поэтому, купив в московском магазине блок каких нибудь Rothmans и перепродав его на Западе, можно было получить ощутимую прибыль )

Вспоминая Пардубице, я сразу ощущаю аромат кофе. Казалось, этот гостеприимный запах встречает тебя везде. Нас поселили в небольшой двухэтажной спортивной гостинице рядом с городским стадионом. Вот какие ассоциации вызывает у советского человека слово “гостиница”? В первую очередь конечно “мест нет”, потом “после 24 часов прием посетителей запрещен”, плюс дежурные по этажу, простреливающие своим взглядом тепловозного прожектора все коридоры. Еще анкеты, которые надо заполнять и которые судя по всему никто не читал, поэтому в графе “цель приезда” можно запросто внести запись: “ограбление банка”.

После всего этого небольшим шоком для нас стало то, что хозяйка гостиницы выдала каждому по два ключа. Ну один это понятно – ключ от номера, а второй? Ключ от входной двери гостиницы. Вышли ночью – закрыли за собой, вернулись – открыли и снова закрыли. Все просто и логично, но похоже мы слишком долго жили в другой логике, поэтому такая простая и удобная вещь нам показалась сверхъестестественной. При этом заметно, что это не было новым приобретением освободившейся восточноевропейской страны: похоже, что и при социализме европа никуда не делась.

После этого мне стало особенно близка тихая печаль Радомира Герверта, руководителя проекта РЛК “Комар-2”, когда во время приезда в Махачкалу он ознакомился с местным гостиничным сервисом. В центральной гостинице “Ленинград” ему дали номер в котором не работал замок, и на вполне резонный вопрос от получил ответ типа такого – “а что ты там собрался делать втайне от всех” ) Ну и выделив ему неубиваемое вафельное полотенце, горничная погрозила пальчиком: смотри мол, не сопри, знаем мы вас командировочных. Хотя Радомира конечно этим не удивить: он хорошо поколесил по СССР по позициям где стояли тесловские локаторы, в том числе в войсковых частях. Навидался всякого.

РЛК “Комар-2”

Tesla Pardubice – большая чешская фирма. Вообще для того времени правильнее было бы говорить – чехословацкая, но уже пошел на удивление мирный развод Чехии и Словакии по своим государством, и мы могли наблюдать его по тому, как на кроне появилась гербовая марка, означающая что теперь это чешская валюта, и потом уже появились чешские кроны. Чехия это  фактически центр Европы, и до войны технический уровень развития страны был выше, чем у Германии.

АРП, РП, DF, Direction Finder, РЛК Комар-2, Radar Komar-2

Схема расположения РЛК “Комар-2” на аэродроме

У Теслы радиолокационный комплекс “Комар-2” к моменту нашего появления был почти готов: не хватало радиопеленгатора и сущей мелочи: магнетрона для передатчика. Магнетрон должен был поставить ВНИИРА, но что-то постоянно не клеилось: от приезда к приезду питерских специалистов передающий тракт локатора запустить не получалось. В Пардубице как раз в это время был известный долгострой: автомобильный мост. И тесловские спецы спорили между собой, что случится раньше: появится мост или рабочий магнетрон.

Интересные особенности, которые запомнились после знакомства с проектом.

Конструктив Евромеханика 19”

Все было сделано в этом конструктиве, размеры плат – от 3U до 6U. Мы тогда все еще использовали рекомендованные конструктивные элементы УБНК. Тем не менее, по протоколу сопряжения блок АРП был вписан в то место, которое было отведено для него в шкафу – над радиостанциями.

Z80

Так неожиданно и странно было увидеть этот процессор на плате военного радиолокатора. Легендарный компьютер ZX Spectrum, который мы собирали сами, это одно, а тут… Объяснение было простое: доступно и функционально, поэтому использовали.

Сопряжение

Когда протоколы механического, электрического сопряжения разрабатываются между двумя конторами, одна из которых – зарубежная, то сразу ничего не запустится. Но – запустилось. Разъемы и ответные части подошли друг другу, распайка совпала, радиостанции корректно управлялись от АРП, токовая петля ИРПС 20мА исправно гнала пеленги в локатор, а он их отображал на экране. Никакой интриги, как с магнетроном.

Индикаторы кругового обзора

Именно ИКО мы рассчитывали увидеть, как это принято в военных радарах, но увидели… цветные дисплеи. Это было невероятно, потому что во-первых, наши военные ни за что бы не их не согласовали, а во вторых для тех времен, когда только появились персональные компьютеры и цветной экран был редкостью, цветной монитор в изделии выглядел настоящим модернизмом. На вопрос насчет наших военных заказчиков о замене ИКО на цветные дисплеи Радек ответил коротко, просто и снова логично: “дерьмо ставить не будем”. Вот так.

Два босса

Управление проектом РЛК было разделено: Радомир отвечал за сроки, бюджет и результаты, а другой профи (к сожалению, не помню как зовут) – за технику. Это было непривычно, потому что в нашей системе координат главный конструктор отвечает за все. Понятие бюджета было эфемерным, потому что им всегда распоряжалось руководство конторы (все так и осталось, несмотря на внедрение PMI).

Радомир старался уложиться в бюджет, но похоже из-за магнетрона ему это не очень удалось )

Военпред

Да, на Тесле был наш настоящий представитель заказчика. Когда Чехия начала обособляться от советского блока, его присутствие стало чисто номинальным и вообще потеряло смысл когда фирма начала распродавать изделия, которые разрабатывались по заказу СССР. На территорию фирмы Юру еще пускали, но в планах компании он уже участия не принимал, хотя всячески помогал нам продвигать проект. В ходе очередного приезда, на вопрос: “Как дела?” Юра отвечал – “Отлично, сохраняю советское военное присутствие” )

Наш радиопеленгатор заработал сразу, и мы все ждали того момента, когда в локаторе наконец запустят магнетрон и можно будет провести комплексные испытания. Пользуясь затянувшейся паузой, мы прямо на месте дорабатывали и отлаживали софт, пробуя различные режимы работы АРП. В частности, было интересно пеленговать аппаратную с антенной системой РЛК, которая находилась в отдалении, поскольку как выяснилось она формировала паразитные излучения в широком спектре частот, в том числе и в диапазоне АРП.

Радиопеленгатор простреливает Пардубице

Процессы, которые шли в Чехии и бывшем СССР после распада последнего, разительно отличались. Было ощущение что мы летим в какую – то пропасть с распадом всех существующих связей и страны, а чехи наоборот – возвращаются к себе домой. Никаких конфликтов у чехов со словаками не было – они расстались тихо и незаметно. Универсальный индекс – стоимость кружки пива держался на уровне 5 – 7 крон, в то время когда с рублем творилась настоящая чехарда. Когда в один день встревоженные чехи показали новости по ТВ, где расстреливали здание Верховного Совета (мы в это время находились в Пардубице), это так контрастировало с почти беспечной обстановкой в этом городке. Помню, их сильно удивило то, что люди не бежали, а стояли и смотрели на расстрел – “как в кино”.

Чехи деловито отодвигались от нас и встраивались в западные производственные цепочки. В Пардубице появилось много частных фирм, которые занимались в том числе радиоэлектроникой. Открывались новые возможности для бизнеса, и одну из них мы начали использовать.

Идея поиска угнанных автомобилей давно витала в воздухе, но именно в Чехии мы сделали практические шаги по направлению к ней. Пользуясь тем, что магнетрон локатора никак не приедет в Пардубице, мы прокачали все возможности со своей небольшой командой и сделали вот что.

Радек нашел авто с установленной FM радиостанцией и договорился с городским отелем, который располагался в многоэтажном здании. В один прекрасный субботний – или прекрасный воскресный день, сейчас уже не помню, мы вытащили блок АРП из аппаратной РЛК, сняли антенну (благо она складная и поэтому легко транспортируема) и обосновали на крыше отеля пеленгационную позицию. Автомобиль с радиостанцией пошел по маршруту, давая постоянные отсчеты, и мы отмечали пеленги на карте города. Результаты были очень даже неплохими, учитывая что Комар-2 имеет малобазовую 8 – вибраторную антенну. Погрешность составляла до 3 и в некоторых случаях – до 5. Используя триангуляцию, в таком малоэтажном городе как Пардубице, можно было получить хорошие результаты по определению местоположения угнанного авто.

Местные бизнесмены предлагали совместно запустить этот проект, и черт нас дернул преподнести это направление нашей родной конторе. Там эта тема и была похоронена: не вынесла тяжеловесного планирования и тотального отсутствия мотивации. Позиции опытного образца системы были развернуты на зданиях Махачкалы, и там и остались.

Помнится завершение нашей последней поездки: на вокзале ждем наш поезд, который идет с Праги до Москвы. Стоянка всего 5 мин, поэтому нужно быстро найти вагон и оперативно погрузиться со всеми вещами. Благо, на станции есть любовно выполненные макеты поездов с указанием номеров вагончиков. На станцию влетает поезд, мы подбегаем к своему вагону, а он… закрыт. Наши минуты истекают, и мы начинаем барабанить по вагону что есть силы. В результате дверь распахивается и показывается пьяная проводница (когда она успела по дороге из Праги?), которая выпучила глаза и начала кричать: “В Пардубице посадки нет!”. Промелькнула мысль: “ну здравствуй, Родина…” и с этой мыслью, прорываясь сквозь заслон, мы заскочили в вагон.

Завершение истории

Оказывается, РЛК “Комар-2” не остался в 90-х, а получил свое дальнейшее развитие. В сети я нашел ссылки на брошюры этого изделия. Только пеленгатор там конечно уже не наш.

АРП, РП, DF, Direction Finder, РЛК Комар-2, Radar Komar-2

Радиолокатор “Komar-2”

Также я нашел в сети фирму, которая очень хотела делать пеленгационную систему: OM Complex, судя по сайту, она до сих пор здравствует. Сама Тесла прошла несколько трансформаций и по прежнему работает на этом рынке. Много лет спустя мы встретились с Радомиром Гервертом в Чешском доме в Москве и вспомнили старые добрые времена.

Никто из разработчиков этого проекта, включая меня, в конторе уже не работает. На память осталась только фотография пеленгационного блока, даже не помню когда и зачем ее сделали. К сожалению нет фото складной пеленгационной антенны – в ней были использованы оригинальные конструкторские решения. Программное обеспечение разработанное как для Комара, так и для Пихты-2С, легло в основу популярного АРП “Платан” (DF-2000), который я сделал уже 10 с лишним лет спустя.

2 comments to АРП встраиваемый в РЛК “Комар-2”

Leave a Reply to Гайдарбек Cancel reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code class="" title="" data-url=""> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> <pre class="" title="" data-url=""> <span class="" title="" data-url="">