Наем устарел

Интересная статья Пола Грэма (перевод здесь) навела на мысли по поводу пополнения телекоммуникационного и ИТ бизнеса. Основная идея статьи – в настоящее время стоимость создания стартапов в области хайтека значительно снизилась (Пол Грэм говорит, что основать компанию стоит не намного дороже чем быть тунеядцем). Создать новую компанию уже можно и без участия инвестора. Это влечет за собой следующее:

для молодых и перспективных – уже необязательно начинать карьеру снизу в крупной компании и ждать, когда тебя оценят. Крупная компания зарабатывает на недооценке людей, особенно молодых специалистов. Создавая стартап, молодые люди работают с заказчиком непосредственно, минуя посредника в лице корпорации. Рынок гораздо лучше оценивает людей, чем работодатель. В пользу этого косвенно говорит и тот факт, что современные заказчики не удовлетворяются брендом именитой корпорацией и тем, что в ней работает 10.000 человек и более. Заказчик ныне пошел ушлый и поэтому знает, что за брендом по его проекту может работать пара вчерашних студентов, никак не связанных с оставшимися 9.998 профессионалами. Поэтому он требует резюме участников проектной команды, не реагируя на солидные презентации брендовых компаний. Требование резюме проектной команды означает признание того, что бренд и численность перестают работать – интересно только предложение и люди, то есть именно то, что и образует стартап.

для крупных компаний стартап означает, что сформировалась грамотная команда профессионалов с отлаженными структурными связями, которые легче интегрировать в корпоративную культуру нежели отдельно принимаемых на работу специалистов. Поэтому такие стартапы покупаются даже не из-за дохода, который может быть небольшим, а фактически означают найм команды. Кроме этого, крупная компания получает продукт. Пол Грэм говорит о том, что крупные компании не могут создавать продукты по следующим причинам:

  • противоречивое отношение к активам. Например, Microsoft идея веб-приложений угрожает десктопам — поэтому приобретаются в конце концов у сторонних компаний;
  • создатели инноваций не имеют влияния в крупных компаниях. Прорывные технологии создаются неординарными людьми которые не работают в крупных компаниях;
  • крупные компании создают все в одном экземпляре. Количество новых идей столь велико, что ни одна компания не способна самостоятельно работать над всеми этими проектами;
  • способ оплаты. В стартапе люди понимают, что они могут разбогатеть в случае успеха продукта и не получить ничего – в случае провала. В крупной компании люди просто получают зарплату и бонусы;
  • они все делают плохо из за бюрократической волокиты.

С этими утверждениями можно согласиться почти на 100%, если отследить, какие продукты в компаниях создавались самостоятельно, а какие приобретались и потом выставлялись под своим брендом.

Таким образом, при правильном позиционировании стартап полезен и основателям и покупателям. Порог вхождения в рынок стартапов снижается, и мы видим здесь новый тип бизнеса – стартап как продукт, или как продавать стартапы. Подробности – в следующем номере )

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code class="" title="" data-url=""> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> <pre class="" title="" data-url=""> <span class="" title="" data-url="">